Формальная ликвидация должника – ещё не повод для банкротства по упрощённой процедуре
Известно, что в случае, если кредитора обратился в суд с заявлением о признании должника банкротом, который к моменту рассмотрения такого заявления находится в процедуре ликвидации, то уже это само по себе является основанием для введения процедуры конкурсного производства¹ минуя процедуру наблюдения, реализуя тем самым «усеченный» механизм банкротства.
В судебной практике сложился формальный подход, в соответствии с которым, принятие должником решения о ликвидации и публикация такого решения в ЕФРСБ, служит основанием для перехода в конкурсное производство.
Вместе с тем, в научной литературе данный подход подвержен критике, в частности, существует мнение²,³, что суды не обращают должного внимания на тот факт, что первоначально в практике было сформировано условие о том, что для введения напрямую процедуры конкурсного производства должника, последний должен не только принять решение о собственной ликвидации, но и назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора)⁴.
В последнее время все чаще суды стали применять более строгие критерии для применения «усеченного» механизма банкротства. Одним из примеров является дело о банкротстве
ООО «ТД Интерторг»⁵ — бывшая российская компания-ретейлер, владелец торговых сетей «Народная 7Я семьЯ», «Идея». С мая 2012 года под её управлением находилась розничная сеть «Норма».
ООО «ТД Интерторг» инициировало процедуру ликвидации, назначило ликвидатором бывшего генерального директора, который установил отсутствие у должника возможности погасить требования кредиторов, которые в общей сложности превышают 5 миллиардов рублей, а также опубликовал в СМИ уведомление о предстоящей ликвидации общества.
Иным примером, более значительным по характеру детализации необходимых действий, является позиция Девятого арбитражного апелляционного суда⁶, где прямо указано что необходимо сделать должнику, чтобы его банкротство рассматривалось в упрощенном порядке:
• принятие участниками Компании решения о ликвидации и назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии);
• вывод ликвидационной комиссии о недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов;
• уведомление ФНС о принятии решения о ликвидации для внесения сведений в ЕГРЮЛ;
• уведомление кредиторов в СМИ о ликвидации, о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований.
Для установления вышеуказанных критериев, апелляционный суд истребовал в МИФНС № 23 регистрационное дело должника, после чего, решение о признании должника банкротом было отменено, заявление кредитора признаны обоснованными и в отношении должника назначена процедура наблюдения.
Таким образом, кредиторам, которые спешат ввести в отношении должника конкурсное производство, чтобы сэкономить время на подготовительных процедурах, необходимо учитывать изложенные в настоящей статье сведения, потому как ошибка может привести к обратному эффекту – увеличении сроков производства по делу о банкротстве, увеличению издержек, связанных с проведением процедуры и так далее. Примером наступления последствий такой спешки может являться вышеуказанное дело, где кредитор более чем пол года финансировал производство по делу о банкротстве, после чего производство по делу было начато сначала.
¹ Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.07.2017 N 305-ЭС17-4728 по делу № А40-55621/2016
² Серобаба И.А. Ликвидация должника как механизм обеспечения "контролируемого" банкротства // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. № 3. С. 47 - 50
³ Ковалев С.И. Практические рекомендации для противодействия недобросовестному поведению лиц в процедурах банкротства гражданина / С.И. Ковалев, К.П. Берковский // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2015. № 4. С. 62 - 76
⁴ Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.07.2017 N 305-ЭС17-4728 по делу № А40-55621/2016
⁵ Страница 9 Решения АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2020 по делу № А56-370/2020
⁶ Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по делу № А41-33895/2020