Впервые о возможности обеспечить исполнение судебного решения в натуре упомянул Высший Арбитражный Суд РФ в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 22, где достаточно подробно описывался порядок наложения судебного штрафа (астрента) на ответчика, который не исполняет решение суда.
В комментируемом постановлении отсутствует разделение публично-правовых и гражданско-правовых должников, поэтому какое-то время бизнес мог защищаться от произвола представителей органов государственной власти и местного самоуправления устанавливая штрафы за неисполнение решения суда, что способствовало эффективной защите нарушенных прав.
Затем, менее чем через год после публикации Пленума ВАС № 22 в Гражданский Кодекс РФ Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ введена статья 308.3, которая закрепила право требования судебной неустойки.
В связи с тем, что органы государственной власти зачастую затягивают вступление в законную силу судебного акта и обжалуют решения суда по формальным основаниям до последней инстанции, после чего значительное время не исполняют решения суда, предприниматели стали пользоваться предоставленным им правом на взыскание судебного штрафа. По некоторым данным, на практике размеры штрафов доходили до 200 тысяч рублей в день, что соответственно не могло не привлечь внимание со стороны государства.
После упразднения ВАС РФ, Верховный Суд РФ в своем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 высказался по вопросу о возможности применения астрента к публично-правовым отношениям довольно однозначно: «судебная неустойка не может быть установлена по административным делам и делам, рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ».
Таким образом, ВС РФ постарался защитить интересы государства, а точнее защитить бюджет от последствий неправомерных действий на местах. Однако к удивлению юридического сообщества в 2018-м году астрент был закреплен уже в АПК РФ как общее основание для применения мер к лицам, неисполняющим судебный акт обязывающий совершить определенные действия или воздержаться от совершения действий, таким образом, каких-либо специальных оговорок о статусе должника не имеется.
В начале прошлого года Арбитражный суд Самарской области вынес определение, оставленное в силе судом апелляционной инстанции наложении штрафа на Департамент управления имуществом городского округа Самара в размере 1 000 р. за каждый день неисполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2019 с даты присуждения неустойки (30.01.2020).
Судом кассационной инстанции вышеуказанные акты отменены со ссылкой на положения ст. 308.3 ГК РФ, положения Пленума № 7 от 24.03.2016 о невозможности назначения судебной неустойки по административным делам и делам, рассматриваемом в порядке главы 24 АПК РФ.
В конце прошлого месяца ВС РФ опубликовал определение, которым отменил постановление суда кассационной инстанции, (на день рассмотрения спора Верховным Судом РФ размер неустойки составлял 418 тысяч рублей) и указал на тот факт, что глава 24 АПК РФ не содержит изъятий относительно возможности применения положений ч. 4 ст. 174 АПК РФ поэтому заявитель вправе по требованию заявителя присудить денежную сумму, подлежащую взысканию с государственного органа или органа местного самоуправления (ответчика), на случай неисполнения им судебного акта, обязывающего совершить определенные действия.
Таким образом ВС РФ разрешил судам назначать судебные штрафы за неисполнение судебных актов, обязывающих совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, по публично-правовым спорам.
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности