Досудебное обжалование решений налоговых органов

Продуктивное обжалование решения налоговых органов в досудебном порядке – рекомендации

Для каждого бухгалтера не секрет, что с 2009 года решения налоговых органов в отношении налогоплательщика, вынесенное по результатам камеральной или выездной проверки, может быть обжаловано в арбитражном суде только после прохождения этой процедуры в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ). Введение такого порядка было обусловлено общей государственной политикой, направленной на снижение количества налоговых споров в арбитражных судах.

Обжалование решений налоговых органов дело хлопотное, и цена ошибки может быть очень высока. В то же время, профессиональный подход к обжалованию решений налоговых органов может сэкономить не только деньги и нервы, но, порою, и время – которое не придется тратить на судебное разбирательство после того, как вышестоящий налоговый орган откажет компании в отмене незаконного решения своих коллег. Да, в последнее время отмечается тенденция увеличения количества успешного досудебного обжалования решений налоговиков. Увеличению шанса на победу способствует выбор грамотной правовой позиции и стратегии защиты.

Своим клиентам мы даем следующие рекомендации, которыми они руководствуются при самостоятельном обжаловании решений ИФНС:

1. Формируйте доказательственную базу своей правоты на стадии самой проверки ИФНС

Дело в том, что на стадии досудебного обжалования решения налогового органа будет сложно предоставлять дополнительные документы, для этого придется доказать уважительность причин их непредоставления на стадии проверки. Чем больше документов Вы представите в рамках самой проверки, тем больше доказательств у Вас будет на стадии обжалования.

2. Соблюдайте сроки

Первое, на что стоит обращать внимание при обжаловании в досудебном порядке судебных решений – это сроки. Напомним, что они содержатся в п. 2 ст. 139 НК РФ и варьируются от 10 дней до одного года. Пропуск срока грозит действительно негативными последствиями – налогоплательщик будет лишен возможности обжаловать решение в арбитражный суд.

3. Привлеките к написанию жалобы сотрудника с подходящим опытом

К написанию грамотной жалобы необходимо привлекать опытного специалиста, разбирающегося в специфике вопроса и с богатым практическим опытом решения подобных вопросов.

4. Пишите лаконично и по сути

Жалоба должна быть по существу, ёмкой, структурированной и лаконичной. Пишите по существу вопроса, разбивайте свои доводы на разделы или пункты. Никто в ФНС не будет читать простыню текста, особенно на несколько десятков страниц, особенно с переписанными под копирку статьями закона. Порой на необходимую статью закона достаточно просто сослаться. Чем легче будет донесена суть занятой позиции, тем больше шансов, что она будет услышана и понята.

5. Обжалуйте решение полностью, а не частично

Обжалуя часть решения Вы лишите себя права обжаловать его в арбитражный суд по другим частям, даже если к тому моменту у Вас появятся дополнительные доводы

6. Не забывайте о процессуальных нарушениях, если таковые имелись

Указывайте на такие нарушения в отдельных пунктах жалобы, чтобы вышестоящий налоговый орган не смог выпустить их из виду.

7. При устном выступлении применяйте яркие образы и примеры

Такую позицию будет проще и быстрее воспринять и принять, нежели монотонное зачитывание жалобы с листа. Лучше подготовить выступление в виде тезисов заранее. Все-таки устный и письменный язык отличаются – Вы сами это почувствуете, репетируя речь. Поверьте, при такой подготовке Вас не прервут и не только дослушают до конца, но и услышат.

8. Будьте на связи с налоговыми инспекторами

Это важно для своевременного получения всей информации. Отслеживайте почтовую корреспонденцию. Отправляйте документами надежными средствами связи.