Продуктивное обжалование решения налоговых органов в досудебном порядке – рекомендации
Для каждого бухгалтера не секрет, что с 2009 года решения налоговых органов в отношении налогоплательщика, вынесенное по результатам камеральной или выездной проверки, может быть обжаловано в арбитражном суде только после прохождения этой процедуры в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ). Введение такого порядка было обусловлено общей государственной политикой, направленной на снижение количества налоговых споров в арбитражных судах.
Обжалование решений налоговых органов дело хлопотное, и цена ошибки может быть очень высока. В то же время, профессиональный подход к обжалованию решений налоговых органов может сэкономить не только деньги и нервы, но, порою, и время – которое не придется тратить на судебное разбирательство после того, как вышестоящий налоговый орган откажет компании в отмене незаконного решения своих коллег. Да, в последнее время отмечается тенденция увеличения количества успешного досудебного обжалования решений налоговиков. Увеличению шанса на победу способствует выбор грамотной правовой позиции и стратегии защиты.
Своим клиентам мы даем следующие рекомендации, которыми они руководствуются при самостоятельном обжаловании решений ИФНС:
1. Формируйте доказательственную базу своей правоты на стадии самой проверки ИФНС
Дело в том, что на стадии досудебного обжалования решения налогового органа будет сложно предоставлять дополнительные документы, для этого придется доказать уважительность причин их непредоставления на стадии проверки. Чем больше документов Вы представите в рамках самой проверки, тем больше доказательств у Вас будет на стадии обжалования.
2. Соблюдайте сроки
Первое, на что стоит обращать внимание при обжаловании в досудебном порядке судебных решений – это сроки. Напомним, что они содержатся в п. 2 ст. 139 НК РФ и варьируются от 10 дней до одного года. Пропуск срока грозит действительно негативными последствиями – налогоплательщик будет лишен возможности обжаловать решение в арбитражный суд.
3. Привлеките к написанию жалобы сотрудника с подходящим опытом
К написанию грамотной жалобы необходимо привлекать опытного специалиста, разбирающегося в специфике вопроса и с богатым практическим опытом решения подобных вопросов.
4. Пишите лаконично и по сути
Жалоба должна быть по существу, ёмкой, структурированной и лаконичной. Пишите по существу вопроса, разбивайте свои доводы на разделы или пункты. Никто в ФНС не будет читать простыню текста, особенно на несколько десятков страниц, особенно с переписанными под копирку статьями закона. Порой на необходимую статью закона достаточно просто сослаться. Чем легче будет донесена суть занятой позиции, тем больше шансов, что она будет услышана и понята.
5. Обжалуйте решение полностью, а не частично
Обжалуя часть решения Вы лишите себя права обжаловать его в арбитражный суд по другим частям, даже если к тому моменту у Вас появятся дополнительные доводы
6. Не забывайте о процессуальных нарушениях, если таковые имелись
Указывайте на такие нарушения в отдельных пунктах жалобы, чтобы вышестоящий налоговый орган не смог выпустить их из виду.
7. При устном выступлении применяйте яркие образы и примеры
Такую позицию будет проще и быстрее воспринять и принять, нежели монотонное зачитывание жалобы с листа. Лучше подготовить выступление в виде тезисов заранее. Все-таки устный и письменный язык отличаются – Вы сами это почувствуете, репетируя речь. Поверьте, при такой подготовке Вас не прервут и не только дослушают до конца, но и услышат.
8. Будьте на связи с налоговыми инспекторами
Это важно для своевременного получения всей информации. Отслеживайте почтовую корреспонденцию. Отправляйте документами надежными средствами связи.
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц
сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, а также с обработкой ваших
персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности